Главная
Библиотека
Школа астрологии
Гороскоп на месяц
Транзиты
Совместимость
Гадания
Карты ТАРО
Dynamic Horoscope
Центр "РА"
Знаки Зодиака
Издательский дом
Mobile Banner




Лунный календарь
Луна в знаках









Возможности астрологии в свете христианского учения

Уже с первых веков существования христианства теологи оценивали астрологию неоднозначно, и по вопросу о возможности совмещения занятий астрологией с христианской верой высказывались прямо противоположные мнения.
 
Оригинальный взгляд на мироустройство, касающийся рассматриваемой нами темы, содержится в работе христианского мыслителя Оригена. (“О началах” книга вторая, глава 11 “об обетованиях”):
 
"…когда святые достигнут, например, небесных мест, тогда они уразумеют сущность каждого светила и узнают, одушевлены ли они, и что они такое. Там они поймут также и другие основания дел Божиих, которые откроет им сам Господь. Как бы детям, Он будет показывать (им) причины вещей и силу Своего творения, и Он научит их, почему такая-то звезда поставлена в таком-то месте неба, и почему она отделяется от другой звезды известным пространством, и что случилось бы, если бы, например, она была ближе (к этой другой звезде), и что случилось бы, если бы она находилась дальше от нее; или почему вселенная не осталась бы такою же, но все получило бы несколько иную форму, если бы одна звезда была больше другой?"
 
Астрология является сложной наукой, требующей от ученого одновременного развития как интеллекта, так и воображения (мистического видения), поэтому лишь немногие теологи могут понять ее суть. Таким богословом был Ионан Дамаскин (ок. 780 г.) Его "Точное изложение православной веры" и поныне является лучшим и авторитетным изложением православного учения.
 
Преподобный Иоанн Дамаскин - ревностный обличитель иконоборческой ереси, автор трех защитительных слов "Против порицающих святые иконы или изображения" - особенно прославляется Церковью как боговдохновенный поэт, композитор и создатель стройной системы осмогласия. вот уже двенадцать столетий в песнопениях Октоиха (одной из основных богослужебных книг) Церковь его устами воспевает воскресшего Сына Божия - Господа Иисуса Христа. Перу преподобного принадлежат Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Воскресение Господне, а также множество других богослужебных, догматических, аскетических сочинений, полемические и экзегетические творения и проповеди.
 
В руководстве христианских Церквей нет единого мнения в вопросе признания астрологии в качестве науки, которой допустимо заниматься христианину. Наиболее прогрессивно мыслящие иерархи Церкви относятся к астрологии, как к любой другой науке. Так 25 мая 2002 в передаче “Слово пастыря” (ОРТ, 8:55) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл, впервые в новейшей (с 1917 г.) истории РПЦ заявил о позитивном отношении православной церкви к астрологии, пояснив, что имеет в виду астрологию как науку, и исключая из нее предсказания человеческой судьбы и т.н. “газетные гороскопы”.
Отец Александр Мень отмечает:
 
"Астрология допустима, если она не притязает быть эрзац-религией, как это часто у нас бывает... Астрология как псевдорелигия, конечно, является просто вредной... Астрология возможна как наука. Тогда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием... Когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство. Не исключено, что кроме влияния наследственности, кроме влияний различных физических на человека влияет и Космос. Но это вовсе не значит, что человек раб... мы уже ни за что не отвечаем... оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий".
 
В начале 90-х годов прошлого века РПЦ вместе со всей страной оказалась в новых исторических условиях, которые требовали принципиально иных методов работы с паствой по сравнению с советским периодом. Главной проблемой тогда стали и остаются поныне различного рода тоталитарные секты, которые активно вовлекают людей в сферу своего влияния, отвергая традиционные формы духовной жизни. Основная опасность таких сект состоит в том, что они серьезно засоряют сознание людей идеологическими суррогатами, препятствуя духовному развитию тех, кто оказался в сфере их влияния.
 
В результате Архиерейский Собор РПЦ, собравшийся в 1994 году, проходил на фоне духовного хаоса и вакханалии всевозможных сект, в который погрузилась Россия в тот период. Поэтому Собор принял очень жесткое постановление, в котором были осуждены практически все неканонические направления духовной жизни, как несовместимые с учением христианской церкви.
 
 
Другое дело, что консервативно настроенная часть духовенства априори считает, что заниматься астрологией греховно, хотя это мнение не подтверждено ни догматами Веры, ни трудами святых отцов (за исключением Тертулиана. Ради справедливости необходимо отметить, что Тертуллиан в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества. Поэтому, во-первых, он был бескомпромиссным не только по отношению к астрологии, но и к тогдашнему руководству церкви, а, во-вторых, его мнение не является мнением последовательного сторонника официальной церкви), ни постановлениями архиерейских соборов.
 
На самом деле это решение архиерейского собора было конъюнктурным. Если бы астрология в начале 90-х годов, благодаря усилиям прежде всего Павла Глобы (спасибо ему за это) не обрела такую широчайшую популярность в России, то она не вызвала бы такого резко негативного отношения РПЦ. Иначе под постановление попали бы только религиозные секты.
 
Например, в 1891 году за 100 лет до этого в официальной библейской энциклопедии в статье волхвы прямо признавалось, что волхвы являлись астрологами и что “наука и философия только тогда приобретают свое истинное значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым”. Философ Владимир Соловьев в статье "О русском народном расколе" высказался еще более определенно:
 
В Церкви всемирной есть место для всего человеческого, только нужно, чтобы это человеческое прилагалось к делу Божию, а не к своевольным и случайным задачам. Дело же Божие требует только свободного согласия от воли человеческой, чтобы она не налагала на него своих произвольных границ и определений - личных, народных или каких-то иных: но все эти человеческие особенности, раскрываясь перед действием Божием, должны стать частными способами для полного откровения богочеловеческой жизни.
Самое замечательное в рассматриваемом контексте состоит в том, что в 1990 году эта библейская энциклопедия с той же самой статьей “волхвы” была переиздана по благословению святейшего патриарха всея Руси Алексия 2-ого.
 
Таким образом, и в 1891 году, и в 1990 году РПЦ относила астрологию к науками и философии, а не как к религиозным сектам. И только после 1994 года Церковь стала относиться к астрологии более негативно в силу того, что ее (астрологию) широко использовали в своей деятельности организаторы тоталитарных сект и “альтернативных религиозных движений”.
 
Будем надееться, что постепенно руководство РПЦ признает астрологию не только как светскую, но и как духовную науку, призванную помогать верующим в понимании Божественного Закона.
http://arimoya.ru/